Голосов: 931

Туристско-краеведческий клуб «Глобус Электрогорска»

Автор проекта: Гулидина Ольга Юрьевна
Сфера деятельности: Волонтерство
Номинация: "Добрый мир и неравнодушие"
Дата старта проекта: 01.08.2013
Статус проекта: В реализации
Сайт проекта: http://tatiyur.wixsite.com/globus
Кратко о себе
Родилась и живу в Электрогорске. Более 30 лет работаю учителем в школе№14, в которой и училась
Цель проекта
Приобщение к туризму, как активному виду досуга, который как позволяет сформировать у аудитории любовь к родному краю, его культурным, историческим и духовным традициям, активизировать познавательный интерес, привить стремление к здоровому образу жизни с целью формирования позитивного отношения к малой родине, к ее культурно-историческому наследию
Задчи проекта

Изучение истории, культуры и природы родного края, систематизация и обобщение полученной информации, внедрение полученных материалов в образовательную практику, презентация и распространение полученного опыта

Описание проекта
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — насущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для становления гражданина. Один из патриархов отечественного краеведения, председатель Союза краеведов России С. О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого „остального“, к развитию общих представлений о мире и обществе». Велика роль краеведческого туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков, которые определены как задачи первостепенной важности в соответствии с законом «Об образовании». Разнообразные формы туризма помогают усвоить определенный социальный опыт, знания, умения, навыки практической деятельности и преобразовать их в свои собственные социальные нормы поведения, сформированные черты характера, в активное творческое начало, стремление к самопознанию, самореализации, самосовершенствованию и самоидентификации. Основываясь на концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учитывая направление инициативы «Наша новая школа» по сохранению и укреплению здоровья школьников, уникальное социоприродное окружение и созданные условия образовательной среды школы, был разработан данный инновационный проект Туристско-краеведческий клуб «Глобус Электрогорска» Школьный краеведческий туризм как одно из направлений образования и развития детей является комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения, активного познания и освоения окружающего мира по спирали: расширительно – от «родного гнезда» (дома, улицы, микрорайона) до дальних окраин своего Отечества и зарубежных стран и углублённо – от созерцания-ознакомления к изучению-исследованию. Туризм и краеведение способствуют обучению различным методикам исследовательской деятельности, осуществлению краеведческих изысканий, выявлению и сбору конкретных фактов о памятниках истории и культуры, объектах природы и их распространению в обществе путём пополнения фондов наглядных пособий школы, экспозиций музеев и т. п. Школьный туризм позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия – обучение, воспитание, развитие, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация учащихся. Он всё чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека. Данное направление выбрано нами неслучайно. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 г. Электрогорска туристско-краеведческой работой занимается с 1960 годов, когда был создан туристический кружок, кабинет краеведения, комната Боевой Славы (преобразованная в Музей в 1985 году). Путешествуя по Московской области, России, мы пришли к мнению, что и наш край может стать занимательным для любителей туризма и истории. Оказалось, что нам интересно не только путешествовать самим, прокладывая новые маршруты, но и исследовать родной край и рассказывать другим о его достопримечательностях. Итогом этого стало создание туристского клуба, девиз которого «Путешествуем сами, путешествуйте с нами». Проект «Туристско-краеведческий клуб «Глобус Электрогорска», который представляет наша инициативная группа, включает в себя направления традиционные «Ты помнишь, как всё начиналось», «Летопись воинской славы», и новые «Духовные родники Подмосковья», «Экологической тропой», в рамках которых уже проводятся экскурсии и лекции и планируется разработка новых (см. приложения). Мы представляем проект развития краеведческого туризма, т.к. хотим, чтобы сердцах других людей тоже поселилась любовь к этому прекрасному виду активного отдыха, который как нельзя лучше позволяет сменить обстановку и вид деятельности, познакомиться с достопримечательностями, насладиться чудесными видами, многое узнать и почувствовать, потрогать своими руками. Кроме того, один из несомненных плюсов такого вида отдыха – он относительно дешёвый, и позволить его (поездку на небольшое расстояние, пешую прогулку) себе может каждый. Проектные мероприятия (целевые задания): виду активного отдыха, который как нельзя лучше позволяет сменить обстановку и вид деятельности, познакомиться с достопримечательностями, насладиться чудесными видами, многое узнать, почувствовать, потрогать своими руками и проникнуться «русским духом». Кроме того, один из несомненных плюсов такого вида отдыха – он относительно дешёвый, и позволить его (поездку на небольшое расстояние, пешую 1. разработка туристических маршрутов, выбор зон, центров и объектов туризма на территории города и Павлово-Посадского района с учетом их культурной, исторической ценности и безопасности. 2. проведение методических мероприятий по развитию туризма; разработка методических материалов туристической деятельности; 3. разработка и изготовление информационных и презентационных материалов; создание и развитие туристского сайта; 4. разработка планов (бизнес-планов) развития разных видов туризма (познавательного, оздоровительного, экологического и других); 5. подготовка предложений по развитию инфраструктуры туризма в городе; 6. составление перечня наиболее популярных и зрелищных культурно-массовых и спортивных мероприятий и определение механизма включения их в программы посещений туристами Основные направления: 1. Исследовательское; 2. Образовательное; 3. Спортивное 4. Научное 5. Информационно обеспечение Механизмы реализации проекта:  Организация и проведение экскурсий и походов.  Использование образовательного туризма в качестве новой педагогической технологии  Активизация научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся на основе краеведческого материала в рамках школьного НОУ «Спектр».  Организация взаимодействия с Комитетом по образованию, Отделом по культуре, спорту и делам молодежи, городским музеем, электрогорским лесничеством.  Сроки реализации проекта. Подготовительный этап - сентябрь 2014 — август 2016  анализ материально-технического, кадрового обеспечения.  разработка новых маршрутов.  доработка нормативно-правовой базы. Экспериментальный этап – в настоящее время  Проведение учебных экскурсий в рамках существующих маршрутов («Улица Ленина», «Дорога к Храму», «ПАСМ-22», «Школьный сосновый бор» и т.д.)  Апробация новых туристических маршрутов.  Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом. Итоговый этап — сентябрь 2016 — май 2017  Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития;  Распространение опыта работы.  Создание рекламного буклета. Ожидаемые результаты:  Формирование позитивного отношения аудитории проекта к своей малой родине.  Повышение уровня экологической грамотности и духовно-нравственного потенциала учащихся, формирование здорового образа жизни;  Формирование знаний, умений по туризму, повышения туристского мастерства.  Создание путеводителя по туристическим маршрутам.  Издание сборника исследовательских проектов, мультимедиа презентаций, фотографий, видеороликов. Финансирование и реализация проекта осуществляется за счет средств бюджета МОУ СОШ №14, внебюджетных средств, энтузиазма педагогических работников.
Мероприятия в рамках проекта

Осмотр храма Покрова Святой богородицы  и территории вокруг нее  
Посещение церкви: Нижний ряд недавно написанного иконостаса  церкви  украшает икона первого электрогорского  батюшки — священномученика Константина
Поездка в с. Васютино к Никольскому Храму – месту служения Св. Константина.
 Автобусная экскурсия – рассказ об истории  Никольского храма, в котором 42 года служил отец Константин,  рассказ  о жизни Константина Успенского, его семье.
Приезд в с. Васютино к Никольскому храму. Осмотр храма и рассказ  о последних годах жизни  о. Константина, приведших к  его мученической смерти. Жизнь Константина Успенского - образец нравственного совершенства, мужества, пример для подражания в семейных отношениях, в быту и  вере) - состав группы от 15 чел. Экскурсия осуществляется по мере набора группы.             
2. Поселок  Электропередача до Великой Отечественной Войны
Пешеходная (велосипедная) или виртуальная (Рассказ о том, как строился поселок, дома I, II, III и IV категории, строительство клуба, школы №14, городской больницы, детских садов и яслей. Ж/д сообщение, парк культуры и отдыха.
От школы №14 к вокзалу, по ул. Октябрьская, Семашко, Советская (двухэтажные дома),  мимо Стахановского озера по ул. Горького, Свердлова, Ухтомского, Пионерская. Далее в городской парк, к теплым озерам)
3.Вдоль узкоколейки велосипедный
 Рассказ об истории торфяных разработок, труде торфяниц, гидроторфе, торфяных картах и карьерах, флоре и фауне этих мест. Грибные и ягодные места, встречающиеся на маршруте.
Дом № 19 по ул. Ленина, расположенный около того места, где был вокзал Торфопредприятия им. Классона, вдоль ул. Ленина, мимо Истоков (бывший интернат Т/п им. Классона) по направлению к бывшим участкам торфоразработок Липовая грива, Красный угол, Ляпино по следам бывшей узкоколлейки, возившей работников и их детей в город  и обратно. Во время экскурсии возможны остановки для сбора ягод или грибов.

 Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом

Охват проекта
Участники проекта.Педагоги МОУ СОШ № 14- 4человека, старшеклассники (10-11 классы)-20 человек, старожилы города (носители информации)-5 чел. Аудитория проекта. Школьники, жители и гости города
Затраченные ресурсы
Разработка основных маршрутов проекта заняла примерно 30 рабочих дней. На данный момент проект находится в стадии реализации. За это время было проведено 15 экскурсий различной продолжительности (от 40 мин до 5 часов). Платные услуги (питание, проезд в общественном транспорте и т.д.) осуществляется за счёт экскурсантов, услуги экскурсовода, сопровождение и пр. - за счет энтузиазма педагогов и волонтёрской помощи учащихся.
Результаты проекта

Проведено 15 экскурсий, в результате которых около 200 человек познакомились с историей города, открыли для себя новые места. Надеемся, что в их сердцах тоже поселилась любовь к этому прекрасному виду активного отдыха ,который как нельзя лучше позволяет сменить обстановку и вид деятельности, познакомиться с достопримечательностями, насладиться чудесными видами,   многое узнать и почувствовать, потрогать своими руками   Кроме того, волонтеры, активно помогавшие в проведении экскурсий , увлеклись историей родного края, судьбой его людей и стали  участниками ,победителями и призерами научных конференций и творческих проектов рахличного уровня: история родного края( Московская облДума- победитель, лауреты Всероссийскогого конкурса "Салют, Победа", городской научной конференции "шаг в будущее"и др.

Фотографии
Посмотреть все проекты